|
|
Влияние психологического климата семьи на воспитание ребёнка |
|
|
13.08.2012 г. |
Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий.... Любим тебя без особых причин: За то, что ты - внук, За то. что ты - сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож... И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для
развития гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным
фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства родительской
любви. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает
недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей,
неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым,
неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере
чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания... маленький
человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма,
изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Семейное
воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно
продолжается всю жизнь человека, проходит в любое время суток, в любое
время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек
испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в
другом городе, в служебной командировке... Однако семья таит в себе и
определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного
воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами
семейного, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном
процессе, следует считать такие: - неадекватное воздействие факторов
материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет
материального благополучия над реализацией духовных потребностей
растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей
их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и
противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- фанатизм
в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей,
религиозный, политический, музыкальный, спортивный...);
- безграмотность
в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности
воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов
воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных
страданий...);
- противоправное поведение взрослых;
- авторитаризм,
либо "либерализм", безнаказанность и всепрощенчество, которые
проявляются как следующие неправильные формы воспитания, которые
отражаются на развитии ребенка и его поведении в школе:
- Гипоопека -
т.е. безнадзорность, недостаток внимания, заботы, контроля; родители
заботятся только об удовлетворении материальных потребностей ребенка, а
фактически он представлен сам себе. Ребенок ощущает свою ненужность
старшим, он думает, что мешает им жить и они рады от него освободиться.
- Гиперопека
-т чрезмерная опека и контроль, которые подавляют самостоятельность,
чувство ответственности и долга. У слабых, чувствительных детей
гиперопека вызывает реакцию бунта и уход ребенка в уличную компанию.
- "Культ
семьи" - ребенок растет в чрезмерном обожании и восхищении; такие дети
стараются всегда быть на виду, лидировать, не прилагая к этому никаких
усилий; в конце концов, попадает в кризисную ситуацию: с одной стороны,
он продолжает нуждаться в восхищении, а с другой стороны он не приучен
этого добиваться.
- "Золушка" - эмоциональное отвержение взрослыми,
которые не хотят себе в этом признаться; при таком воспитании
формируется чувство вины, неполноценности, ненужности.
- Жестокие
взаимоотношения ("ежовые рукавицы") могут сочетаться с эмоциональным
отвержением и могут проявляться открыто (срывает зло) и скрытостью -
безразличием друг к другу, душевной жестокостью. Переживание ребенком
эмоций в этих условиях способствует развитию эгоизма и душевной
черствости.
- Повышенная моральная ответственность - возлагается
родителями на ребенка за его будущее и будущее членов его семьи. Это
очень тяготит ребенка и лишает его радости детства.
- Маятникоове
воспитание - противоречивое воспитание - в одной семье разные поколения
отстаивают свой стиль в воспитании, сочетаются несовместимые методы
воспитания. Такое воспитание вредно и влияет на слабые стороны характера
ребенка, способствует душевному дискомфорту.
Несмотря на то, что
каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям
свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем
более, когда об этом просят, мы должны. Исходя из специфики семьи как
фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и
негативных сторон) должна быть выстроена система принципов, которые
социальный педагог может использовать в воспитательной работе с
родителями: - Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
- Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего.
- Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
- Диалектическое
единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой
требовательности к ней должно быть подложено в основу системы семейного
воспитания.
- Личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.
- Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
- Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
- Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти
принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены.
Главное, чтобы они были, ведь ребенок это наивысшая ценность. Созончук Е.В.
|
|
|
|
|